НАША ГОРДОСТЬ

     Наша рубрика посвящена лучшим работникам культуры Новосибирского района, чьими достижениями можно гордиться.

Их бескорыстный труд и увлеченность способствуют развитию культурных традиций не только района, но и всей Новосибирской области в целом. Спасибо нашим лучшим представителям культуры Новосибирского района за профессиональный труд и преданность своему делу.

Ольга Геннадьевна Вяткина

ВЯТКИНА Ольга Геннадьевна,

руководитель танцевального ансамбля «Сибирская мозаика»,

руководитель танцевального ансамбля «Сударыни»

МКУК Музыкально-эстетический центр села Верх-Тула

 

Вяткина Ольга Геннадьевна – знаток народных традиций. Ее неутомимый поиск и желание возродить ушедшие в прошлое обряды и обычаи, сберечь народный танец, прекрасные организаторские способности помогли создать в 2003 году детский хореографический коллектив «Сибирская мозаика». Этот коллектив включает несколько возрастных групп. Они все хорошо известны, как в с. Верх-Тула, так и за её пределами. «Сибирская мозаика». неоднократно занимала призовые места на областных и региональных конкурсах.

Ольга Геннадьевна является хорошим организатором. Она также работала методистом, распорядителем танцевальных вечеров. За время работы в МКУК «Музыкально-эстетический центр» с. Верх-Тула зарекомендовала себя, как аккуратный, дисциплинированный, чуткий и внимательный к детям воспитатель.

За 25 лет работы Ольга Геннадьевна подготовила девять выпусков – это более 400 мальчишек и девчонок. Она научила их «двигаться» и выражать свои эмоции в танце, а также­ — трудолюбию, умению жить в коллективе, поддерживать друг друга, что, несомненно, очень помогает им в жизни. С первого дня создания ансамбля она старалась привить детям любовь к народным традициям, разжечь огоньки творчества среди молодого поколения. Многие из учеников Ольги Геннадьевны выросли и перешли в состав народного ансамбля песни и танца «ВЕРХТУЛИНКА», другие, последовали примеру педагога и сделали хореографию своей профессией.

Ольга Геннадьевна и сама долгое время танцевала в составе народного (образцового) ансамбля песни и танца «ВЕРХТУЛИНКА», За время существования «ВЕРХТУЛИНКА», она внесла много новых и интересных предложений, которые оказали позитивное влияние на работу ансамбля и всего учреждения в целом. В ансамбле долгое время танцевали её сыновья, которые сделали свой вклад в достижения коллектива

Ольга Геннадьевна Вяткина очень любит свою работу и отдает ей все силы. Она находит время на разработку эскизов костюма, подборку тканей и цветовой гаммы, сама создает хореографию каждого танца. Её костюмы всегда красочные и праздничные.

С 2011 года она преподавала ритмику в воскресном клубе «Я сам!». Занятия проходили с детьми от 3-х до 7-и лет и были нацелены на развитие координации движения. Дети посещали ритмику, физические разминки, водили хороводы, играли в подвижные игры, разучивали танцевальные движения. Таким образом, они приобретали основные двигательные навыки — развитие крупной моторики и координации движений. Ольга Геннадьевна строила занятия на педагогически обоснованном выборе технологий, методик, средств, форм и методов, способствующих формированию гармонически развитой личности.

В марте 2019 году Ольга Геннадьевна вновь возродила танцевальный ансамбль «СУДАРЫНИ». В группу которого вошли бывшие участницы народного танцевального коллектива с. Верх-Тула, существовавшего в 70-80 годах. Их возраст составляет от 50-ти лет и старше. За небольшой период своего существования, танцевальный ансамбль «СУДАРЫНИ». подготовил более пятнадцати новых хореографических композиций.

Танцевальная группа «СУДАРЫНИ» выступает на всех мероприятий, которые проходят в Музыкально-эстетическом центре и за его пределами. Коллектив, за два года, принял участие в нескольких знаковых событиях: Международном фестивале-конкурсе «ДАРОВАНИЕ»​ (г. Санкт-Петербург), Международном конкурсе-фестивале «ОТРАЖЕНИЕ«, Международном фестивале-конкурсе «СВЕРШЕНИЕ», Международном конкурсе арт-центра «НАСЛЕДИЕ«(г. Санкт-Петербург), Международном проекте музыкальных и танцевальных жанров «ТЫ МОЖЕШЬ!».

Участие коллектива было неоднократно было отмечено Дипломами лауреатов 1-й и 2-ой степеней.

За долгие годы своей деятельности Вяткина Ольга Геннадьевна выработала собственную методику преподавания, своё понимание целей и задач исполнительской культуры танца.

 

Материал предоставила Старостенко Ольга Владимировна

(директор МКУК «Музыкально-эстетический центр» с. Верх-Тула)

 

 

 *  *  *

Ирина Владимировна Колтун

Ирина Владимировна Колтун,

художник-педагог, руководитель детской студии ДПИ

«Волшебная кисточка» ДК п. Садовый Новосибирского района 

      Творчество и педагогический дар редко сочетаются в одном человеке. Ирина Владимировна Колтун является таким исключением. Талантливый художник, уникальный мастер росписи по дереву, организатор обучающего центра по возрождению народных ремесел она более 20 лет передает свои знания в области редчайшего вида народного творчества — росписи по дереву в традициях Русского Севера — своим ученикам.

Ирина Владимировна Колтун обладает редким педагогическим талантом, который помогает привлечь внимание к ее любимому делу – росписи по дереву. Ей удается создавать на занятиях атмосферу творческого вдохновения и раскрывать способности каждого. Она умеет будоражить воображение и фантазию детей, увлекая их в многообразный мир красок, образов древнерусского искусства нашей истории.

Предлагаем вашему вниманию интервью с И.В.Колтун:

Крр.: Добрый день, Ирина Владимировна! Расскажите, пожалуйста, давно вы живете в поселке Садовый и с чего начиналось Ваше увлечение росписью по дереву?

И.В.:    Я живу в поселке с 1993 года, до этого я жила в городе Новосибирске. Здесь же я родилась и работала технологом на трикотажной фабрике. В 90-е годы многие фабрики были закрыты и мы с семьей переехали в п. Садовый.

В 2001 году мне предложили стать руководителем кружка «Умелые ручки» в нашем Доме культуры. Сначала мы с ребятами занимались плетением макраме. В детстве мне самой нравилось это и я хорошо умела плести макраме. Постепенно «наплели» экспонатов на целую выставку. Также мы рисовали тематические плакаты к различным праздникам. Это был просто досуг, занятия с детьми.

Но мне было недостаточно клубной работы и для повышения своего профессионального уровня я решила заняться росписью по дереву в Фольклорном центре. Моим наставником стала Костина Галина Николаевна. Я ей многим обязана. Она преподавала роспись по дереву всем руководителям кружков районов Новосибирской области в специальной школе при администрации области. Именно Галина Николаевна привила мне любовь к росписи. До этого я не имела отношения к педагогике, но, когда, случайно, попала в Фольклорный центр, то поняла: вот чем я буду заниматься! Это настоящее живое дело. Я была потрясена народной росписью! Это очень редкое явление, а в нашем поселке это стало особенно актуально. Немногом позже я приняла решение посвятить себя педагогике, учить детей росписи по дереву. Мы обосновались в одной из комнат в здании нашей сельской библиотеки и сделали ремонт. Так, до сих пор я там преподаю. У меня учились все дети поселка за эти 20 лет. Дело в том, что в нашем поселке нет ИЗО- студии и никогда не было, поэтому всех детей стали водить ко мне, на роспись.

Крр: Какими видами росписи Вы владеете?

И.В.: Точкой входа в это дело для меня была Мезенская роспись. Теперь я уже освоила все виды росписи, кроме Мезенской, это -Пижемская, Ракульская, Пермогорская, Городецкая, Уралосибирская, Торинская, Пучужская, Петриковская, Тоемская

Крр.: Все виды отличаются друг от друга? Например, какая техника у Мезенской росписи?

И.В.: Да, конечно. У Мезенской росписи графическая техника. Панно я расписывала Мезенской росписью. Подготовительный период до росписи заключается в следующем; сначала деревянное изделие шкурится и обрабатывается под роспись, потом составляется сюжет в рамках существующей традиции. Композиция состоит из трех миров: верхний, средний и нижний. Это уже философия росписи. Её обязательно нужно знать, также и символику нужно знать. На её основе выбираешь тему и строишь композицию, в соответствии с традициями. Потом необходимо весь рисунок наметить карандашом и только после этого приступаешь к росписи.

Крр.: Вы обычно, одна работаете над осуществлением замысла? Или Вам помогает кто-нибудь?

И.В.: Я никогда одна ничего не делаю, мы работаем коллективно, вместе с детьми. Например, когда работали над новым панно, сначала вспоминали с детьми быт и жизнь сурового края, чем он богат, что надо отразить на панно. Главная идея обычно размещается в центре панно, все остальное второстепенное.

Крр.: У Вас есть любимые работы?

И.В.: У меня всё любимое, рождение любой работы – это путь!

Вот последнее панно, которое было сделано в традициях Пижемской росписи. Пижемская роспись тоже графическая, очень приближена к Мезенской, но там добавляется еще один срез – мотив и символика роста. Если в Мезенской росписи лежит в основе обрядовая символика, которая показывает многообразие мира, то в Пижемской – это рост древа жизни. Она проще, так как изначально появилась на деревянных ложках.

Крр.: Вы являетесь в Сибири своеобразным «гуру» в области Пижемской росписи. Написали брошюру «Пижемское дело» в Сибири». Почему Вас привлекла Пижемская роспись?

И.В.: Как-то я попала на семинар к мастеру по Пижемской росписи. Роспись оказалась очень редкой и малоизученной. Меня настолько захватила эта таинственная роспись своей оригинальностью и завораживающей красотой, что я стала искать любую информацию о ней. Тогда вспыхнуло огромное желание дать этой росписи новый виток, посвятить именно её изучению большую часть своего времени.

Меня попросили разработать для Новосибирска эту роспись и назначили главным специалистом. Я стала наполнять Новосибирск этой росписью. Узоры, как-то, сами по себе рождались, где-то у меня внутри, складываясь каждый раз из одних и тех же элементов, но по-новому. В этот плодотворный период я расписала более 40 работ на разных объёмных формах, совершенно не характерных для Пижемских традиционных образцов.

Крр.: Расскажите, пожалуйста, Ирина Владимировна, над чем Вы сейчас работаете?

И.В.: Последняя работа над которой я долго думала и готовила около полугода – это воплощение темы о Сибирском тракте. Информации на эту тему написано мало и надо было глубоко изучить историю, чтобы детям объяснить сюжеты, которые будут использоваться для создания панно…Такой собирательный образ мы воплощали, который называется «Могучий край всемирной славы. Моя Сибирь – планета будущего». Наша задача заключалась в том, чтобы отразить главные темы художественным языком древнерусской росписи. Первоначально мы разбили панно на сектора и поэтапно начинали рисовать; в центре у нас была изображена река Обь, мост, отраженные в технике этой росписи, цветом, формой. Потом —  зарождение Сибири – это сверху нарисовали горы, путь, проложенный через Сибирь, так основные символы были прорисованы.

Крр.: Вы создаете редкие, уникальные образцы древнерусской росписи. Где хранятся готовые работы?

И.В.: На базе Садовой сельской библиотеки мы создали Музей-мастерскую «Русская горница». Основная идея его создания было сделать доступным для каждого ребенка изучение народных традиций. Я решила, что наше национальное богатство – народная живопись, которая считается гордостью нашей отечественной культуры на протяжении всех веков, не может быть музейной редкостью! Народная роспись должна быть представлена перед детьми в ее подлинном самобытном варианте, а методам ее освоения я должна учить ребят.

В музее центральная стена посвящена Мезенской росписи, следующая стена – Городецкой росписи, особое место занимает большая работа под названием «Доблестные защитники земли русской», которую мы создали с моими учениками к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Крр.: Какие фестивали, семинары, конкурсы, в которых Вы принимали участие, Вам запомнились?

И.В.:  Участие в конкурсах, на фестивалях, выставках нам всегда интересно. Мы стараемся представлять свои работы широкой аудитории и участвуем как в районных, так и в региональных мероприятиях. Мне хочется отметить выставки-ярмарки ремесел: «История села — история России», «Мир дерева», организованные Областным Домом народного творчества.

Вместе со своими учениками я сама стараюсь участвовать в конкурсах, так как участие помогает мне сохранять хорошую профессиональную форму.

На Всероссийском конкурсе «Сибирь мастеровая» в городе Иркутске, где я получила Диплом 2-й степени как мастер в номинации «Роспись по дереву», мне очень понравилось одно из заданий: нужно было в течении шести часов, в присутствии зрителей, сделать роспись на тему, посвященную 75-тилетию Иркутской области «Смелым и отважным сибирякам посвящается».

В 2014 году я участвовала во Всероссийском конкурсе мастеров «Урал мастеровой» в городе Челябинске. Здесь, в режиме реального времени, я расписала большую кедровую тарелку Мезенской росписью.

Недавно, в сентябре, в Новосибирске в Доме Национальных культур им. Заволокиных у меня состоялась выставка под названием «Сибирский сундучок».

Крр.: Какие у Вас планы?

И.В.: Я работаю очень быстро. А планы … 2022 год будет посвящен Новосибирскому району и народным ремеслам, хочется сделать что-то интересное.

У меня в кружке учатся в данный момент 20 ребятишек и еще в образовании как у педагога дополнительного образования – 30 человек, все разного возраста от 1-го до 11 класса. Они очень талантливые ребята. Некоторые из моих учеников в любой момент могут сами провести мастер-класс по росписи по дереву. У многих это увлечение росписью остаются как хобби на всю жизнь. Есть ученики, которые поступили в Архитектурную академию. Я горжусь своими учениками.

Крр.: Ирина Владимировна, благодарю Вас за ваш интересный и увлекательный рассказ.

 

Достижения, работы, награды Колтун И.В. и её учеников

Колтун И.В.:

  • авторская образовательная программа «Школа народного творчества», (награждена Малой золотой медалью Сибирской ярмарки им. М.Н. Мельникова, 2010 г);
  • Диплом лауреата III степени в номинации «Талант учителя» на районном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Сердце отдаю детям» (2012 г.);
  • автор альбома «Пижемское дело» в Сибири» из серии «Уроки мастерства»;
  • Диплом регионального конкурса педагогических проектов «Кулон – Равноденствие» (Сибирская ярмарка, «Так зажигают звёзды» (г. Новосибирск, 2008г.);
  • Диплом регионального конкурса педагогических проектов «Хранители традиций» (Сибирская ярмарка, «Так зажигают звёзды» (г. Новосибирск, 2008г.);
  • Диплом в номинации «Народные ремёсла. Мастер традиционной культуры» на VII  Региональном  конкурсе «Через прошлое к будущему» (2010г.);
  • Лауреат I степени на II-м конкурсе «Методический калейдоскоп», (г.Новосибирск, 2010г.);
  • Диплом II степени в номинации «Роспись по дереву» на Всероссийском конкурсе работ мастеров народных ремесел «Сибирь мастеровая» (г. Иркутск, 2012 г.);
  • Диплом на Областной выставке декоративно-прикладного искусства «Пасхальный подарок» (г. Новосибирск, 2013г.);
  • Диплом за высокий творческий уровень работы на Межрегиональном ярмарочном фестивале «Город мастеров» (г.Новосибирск, 2013г.);
  • Диплом 4-й степени в номинации «За раскрытие темы» на IV Всероссийском конкурсе мастеров традиционных ремесел и народных художественных промыслов «Урал мастеровой»; Выставка авторских работ «Жемчужины русского Севера» (г.Челябинск, 2014 г.);
  • По итогам 2014 года Колтун И.В. занесена в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Мастер – золотые руки»

 

Ученики:

  • Диплом 1 степени Областного фестиваля «Юные таланты Сибири»

 (г.Новосибирск, 2007г.);

  • Диплом Лауреата в областном конкурсе «Народных художественных промыслов и ремёсел», (г.Новосибирск, 2007г.);
  • Диплом Лауреата в областном конкурсе «Народных художественных промыслов и ремёсел» (г.Новосибирск, 2007г.);
  • Диплом Лауреата городской выставки детского и юношеского технического и прикладного творчества «Новосибирск юный: Радуга творчеств» (г.Новосибирск, 2008г.);
  • Лауреат 3 степени областного краеведческого конкурса «Жемчужина родного края» (г.Новосибирск, 2009г.);
  • Диплом Лауреата городского конкурса «Эстетика быта» (г.Новосибирск, 2009г.).
  • Лауреат 3 степени областного краеведческого конкурса «Жемчужина родного края» (г.Новосибирск, 2009г.);
  • Диплом Лауреата городского конкурса «Эстетика быта» (г.Новосибирск, 2009г.);
  • Почётная грамота Лауреата II степени областного краеведческого конкурса «Жемчужина родного края» в номинации «Развитие промышленного и социально-культурного комплекса» (г.Новосибирск, 2010г.);
  • Диплом на VII региональном конкурсе «Через прошлое к будущему», в номинации «Народные ремесла», «Подмастерье традиционной культуры» (г.Новосибирск, 2010г.);
  • Два Диплома Лауреатов Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2011»;
  • Диплом Лауреата регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012»;
  • Два Диплома I степени регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» (п.Краснообск, 2012г.);
  • Диплом Лауреата Х Международного детского экологического форума «Зелёная планета» (г.Москва, 2011г., 2012г.);
  • Диплом Лауреата регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2013» в номинации «Многообразие вековых традиций»;
  • Диплом Лауреата ХI Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2013» в номинации «Многообразие вековых традиций».

    Материал подготовлен Управлением культуры Новосибирского района

     

SONY DSC
SONY DSC

 

 

*****

 

 

 

Наталья Александровна ГОЛИК

 

 

Наталья Александровна ГОЛИК

костюмер, модельер сценических костюмов, мастер по вязанию кукол.

(село Боровое, Дом культуры им. В.С.Егорова)

      В селе Боровое Новосибирского района живет удивительный человек – Наталья Александровна Голик. Больше 40 лет она шьет костюмы танцорам, вокалистам, артистам театра, всем тем, кто также как она, бесконечно увлечены своим творчеством.

Мы подумали, что о таком человеке интересно узнать, как можно больше и попросили Наталью Александровну рассказать о себе. Мы говорили с ней о профессии, об увлечениях и поворотах судьбы человека, у которого главный девиз в жизни: «Если не я, то кто?».

Вместе с мамой они мечтали, что Наташа будет учиться в швейном училище, но судьба распорядилась иначе, из-за болезни, она пропустила вступительные экзамены и успела поступить только на специальность «раскройщик верха». В это же время стала заниматься танцами, пела, потом вышла замуж и переехала в село Боровое. Здесь, директор нового клуба Зоя Петровна Бесекеева, пригласила Наталью Александровну работать костюмером и сказала: «Пойдем к нам шить, я знаю, что ты хорошо шьешь». С тех пор она начала шить костюмы для клубных коллективов.

За долгие годы работы Наталия Александровны Голик не осталось ни одного танцевального ансамбля, хора на территории Боровского сельсовета (в т.ч. поселок Прогресс, села Боровое и Береговое), с которым бы она не работала. Каждый руководитель Дома культуры или Детской школы искусств знает наверняка, что костюм будет выполнен качественно и с фантазией. Все детские и взрослые танцевальные и вокальные ансамбли, такие как: хореографический коллектив «Колибри», образцовый вокально-эстрадный ансамбль «Белый жемчуг», народный хореографический ансамбль «Весна», хореографический ансамбль «Шалуны», народный вокальный ансамбль «Иволга», вокальный коллектив «Береговчанка», вокальный коллектив «Сударушки», вокальный ансамбль «Соседушки», вокальный ансамбль «Русь», образцовый театр кукол «Петрушкины Побасенки» и другие Наталья Александровна обшивает одна. В каждом коллективе от 9 до 12-ти человек и она со всеми справляется — обсуждает заказ, изучает историю костюма, рисует наброски, помогает выбирать ткани, делает выкройки, а когда все подготовит, то приступает к пошиву костюмов.

Из рассказа Натальи Александровны: «Мне приходилось шить костюмы разных национальностей — русские, китайские, казахские, таджикские, белорусские, казачьи…Например, коллективу «Белый жемчуг» нужны были разноцветные костюмы. Я нарисовала картинку, каждый костюм разбила на геометрические фигуры, на три-четыре цвета и потом, каждый уголок цвета вырезала отдельно и все сшивала.

Некоторые костюмы я могу быстро сшить, а некоторые – нет. Это большая работа. Я сама подбираю фасон, строю выкройку, но сначала всегда шью образец. Мы его обсуждаем, корректируем. Когда  я шила костюмы для бурятского танца, то нужно было подготовить макеты для трех возрастных групп: маленькие девочки из ансамбля «Колибри», мальчики и взрослые девочки из ансамбля «Весна»…

Я сама придумываю и делаю аппликации для костюмов. Например, в монгольских костюмах на спине разместила эмблему, в виде иероглифа, а в китайских костюмах у девочек впереди я сделала цветок – аппликация как эмблема……Да, бывают и мучения… как-то, мне заказала хореограф танцевального коллектива «Колибри» костюмы с юбкой-гoдэ с высокой талией для девочек. Вот это была сложная задача подобрать по детской фигуре этот фасон. Я целую неделю мучилась, а ещё нужны были брюки – клёш, с высокой талией, в обтяжку на бёдрах, для маленьких мальчиков 5-6 лет. Такая непосильная задача…. Но, все равно я добилась и сшила. Когда они вышли – как горох, 18 детей в красных костюмах — было обалдеть!»…

Первая швейная машинка, на которой я начинала шить, была советская, не помню какая марка. Она до сих пор стоит в костюмерной, сломанная.  А потом, в 2012 году мне купили машинку Janome, с оверлоком. На ней я до сих пор шью все костюмы.»

Наталья Александровна много лет сама занималась танцами и поэтому очень хорошо понимает природу каждого костюма, особенности его использования. Она старается вникнуть в каждую деталь и всегда стремиться к совершенству в своей работе. Нередко ей приходилось перешивать костюмы, заказанные у других портных. Её стремление к идеальному результату в своей профессии обусловлено природным любопытством и постоянным повышением профессиональных навыков. Много и интересно рассказывала Наталья Александровна об особенностях своей профессии: о своей коллекции журналов «Бурда» и «Кройка и шитьё», о том, как она готовит выставки своих костюмов, о том, как ей нравится познавать все новое и учиться. Она часто посещает мастер-классы, открытые лекции о моде.

С большой теплотой и чувством огромной благодарности вспоминала Наталья Александровна о своих родителях. Именно родители с самого детства научили её ценить и понимать свое ремесло, воспитали творческое отношение ко всему, что она делает, стали для неё первыми и самыми главными учителями на всю жизнь.

В планах у Натальи Александровны ГОЛИК много новых и интересных проектов – костюмы в стиле северных народов для постановки танцевальной композиции «Север», костюмы в стиле «русской зимы», костюмы для новичков, которые только пришли в коллективы. Не так давно она стала увлекаться росписью керамических изделий, выучилась на курсах и даже участвовала в выставках.

На наш вопрос: «Откуда вы черпаете свое вдохновение?» Наталья Александровна ответила: «Приятно вспомнить, например, когда вокальный коллектив «Иволга» на свой юбилейный вечер закал мне новые костюмы из коричневого, шоколадного атласа, а верх – трикотаж с металлической ниткой, весь переливается. И, вот, в конце концерта они переоделись в эти новые костюмы, вышли…и весь зал «Ахнул!». Это так было приятно!

ОТТУДА Я И ЧЕРПАЮ ВДОХНОВЕНИЕ и настроение. Когда выходят и говорят: «Потрясающие костюмы! Наталья, ну ты молодец!». Вот отсюда и черпаю свои силы.»

Наталья Александровна Голик влюблена в свою профессию. Она посвящает свою жизнь бескорыстному служению искусству – искусству костюма. Своими творениями она пробуждает в сознании каждого чувство нового и прекрасного.

     Такие удивительные люди, профессионалы своего дела в сфере культуры, проживают на территории Новосибирского района. Мы гордимся ими и благодарим за самоотверженный труд и преданность своему делу.

Материал подготовлен Управлением культуры Новосибирского района

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии из личной коллекции Н.А.Голик

 

* * * * *

 

 

Тамара Лазаревна БЕДОЛАХ

 

 

«Я – счастливая женщина»

Имя Тамары Бедолах, художественного руководителя досугового объекта с. Толмачёво – открытого пространства «Теплица», всегда много значило и продолжает значить для культуры Новосибирского района, а для культуры Толмачёвского сельсовета – в особенности. Сколько местных юных талантов и взрослых исполнителей получило путевку в культурную жизнь благодаря ее поддержке, ее грамотной, профессиональной работе с участниками творческих коллективов, ее сердечному участию в их судьбах.

Недавно Тамара Лазаревна отметила свой 75-летний юбилей, самое время под вести некоторые итоги. «Некоторые», потому что — человек по-прежнему в культурном строю – и репетирует с вокальными коллективами, и сама поет. Точнее даже будет сказать, не «подвести итоги», – а рассказать о пути-дорожке, проторенной юбиляром в нашей районной культуре. Поскольку, отличаясь «лица необщим выражением», Тамара Лазаревна никогда не гналась за сиюминутным успехом, а пыталась заполнить свою нишу, в которой было бы комфортно и ей, и окружающим ее людям. Петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, радовать сердца зрителей – что может быть прекраснее этого, если идет от души, если востребовано сельчанами, да и не только ими. По крайней мере, к такому развитию событий Тамара Лазаревна была предрасположена, готова, кажется, с детства.

– Я родилась в послевоенное время, – рассказывает она. – Папа, Лазарь Фатеевич, пришел с войны; сначала он был на Западе, потом его на Восток отправили, воевал с японцами. Слава Богу, вернулся живой, здоровый. Работал всю жизнь на шахте. Жили мы в рабочем поселке Листвянские шахты – сначала это был Черепановский район, теперь Искитимский. Мама же, Анастасия Ивановна, всю жизнь пела – дал Бог ей этот дар. Очень была творческая личность, такая заводная. В семье было трое детей: старшие брат и сестра, и я. Пела, как и мама, я всю жизнь. Была маленькой – распевала частушки, бывало, сяду на пенек и пою, потом, когда пошла в школу… Тут надо сказать, что преподаватель музыки в Листвянской школе был мастер, фанат своего дела. У нас был шикарный большой школьный хор. Я училась в четвертом классе, и он меня поставил запевать песню «Когда иду я Подмосковьем». В общем, первые места были всегда наши. А потом, когда мы подросли, это было, наверное, в классе седьмом, преподаватель собрал вокальную группу. Мы, дети, пели на четыре партии такие композиции, как «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» – это были сложнейшие песни! Однажды летом я услышала по радио объявление, что Новосибирская культпросветшкола ведет набор. Загорелась. А у меня других вариантов и не было! Еще уговорила подружку (дружим с ней со второго класса), мы с ней поступили с первого раза. Окончила кульпросвет – надо было в Москву ехать поступать, все музыкальные предметы у меня были на пятерки. Но… вышла замуж…

Тамара Лазаревна переехала с мужем в Толмачёво, здесь родились дочери. Кстати, супруги в этом году отметили «изумрудную» свадьбу. Муж Тамары Лазаревны человек другого склада, домосед. А ей надо, как она сама говорит, «летать».

– Когда исполнилось 55 лет, я вышла на пенсию, но дома, конечно, не сидела, – вспоминает Бедолах. – Дружила с Ниной Васильевной Литвиновой (бывшим начальником управления культуры Новосибирского района – вечная ей память). Мы с ней проводили различные фестивали. В 1982 году (а я все еще работала в клубе с. Красноглинное на общественных началах, занималась с детьми) директор совхоза Михаил Иванович Кравченко и секретарь партийной организации Галина Александровна Никулина убедили меня в том, что надо идти принимать дом культуры и работать там. Вот с этого времени я и возглавила ДК Красноглинного… Я, в общем-то, хочу сказать, что я – счастливая женщина. Мне повезло с выбором профессии. Я всегда шла на работу с радостью. Я хотела, чтобы у нас была огромная детская самодеятельность – и это сбылось. Была детская вокальная группа – шестилетками они пришли в школу, – и я забрала к себе практически весь класс. Мы и в Молдавию ездили, и наш район весь объездили с ними. Была фольклорная группа «Сибирь» – 15 человек взрослых, все местные. Мощная была группа! К нам приезжали Асанов, Мельников, известный в Сибири фольклорист. Теперь остались два человека из того состава. 10 лет сотрудничали с руководителем театра танца «Ювента» Татьяной Васильевой. Я была ведущей и солисткой-вокалисткой. Объездили всю область и Алтайский край еще захватили. В общем, 10 лет после ухода на пенсию я дома не сидела, тоже «летала».

Собранный Тамарой Лазаревной в начале 2010-х годов хор «Селянка» стал народным коллективом, хотя, по ее словам, к высоким званиям она никогда не стремилась. Добрым словом вспоминает худрук «Теплицы» еще одного руководителя районной культуры Александра Романцова, автора гимна Новосибирского района, кстати.

– Когда пришел Александр Васильевич, он, несмотря на мой возраст, вновь пригласил меня на работу, – продолжает Бедолах. – И вот мы с ним провели хороший ремонт ДК Красноглинного; добилась того, чтобы было сделано отопление. Не сделаем, убеждала я его, весь ремонт пойдет прахом. И вот стоит теперь, красуется дом культуры в селе, переживший второе рождение, и радует сельчан как своим внешним видом, так и внутренними интерьерами.

Сама история дышит в словах Тамары Лазаревны. Причем история не только ее жизни, нашей культуры, но и района. К концу нашего разговора в «Теплицу» стали подтягиваться участники художественной самодеятельности. Директор открытого пространства, входящего в систему культурного объединения «Молодость», – Александр Зайков. «Он молодец, клубник до мозга костей», – так характеризует его Тамара Лазаревна. И, действительно, открытое пространство, будучи единственной культурной точкой в Толмачёво, открыто для всех – и для молодежи, и для людей старшего поколения. Проводила репетицию с участниками вокального коллектива «С песней по жизни» Тамара Лазаревна в своей обычной манере: деловито, собранно, увлеченно. Чувствовалось, для участников художественной самодеятельности Бедолах – непререкаемый авторитет. А вечером – еще одна репетиция, с хором «Живой родник», в составе которого 27 человек. Вот так проходят праздничные будни худрука, а великие праздники – концертные выступления. Ну как после этого не чувствовать себя счастливым человеком!

Юрий Малютин, фото автора / публикация подготовлена изд. «Территория развития»

 

 * * * * *

 

 

 

Наталья Михайловна ОВЕРЧЕНКО

 

Балетмейстер ОВЕРЧЕНКО Наталья Михайловна  начала свой трудовой путь в  МКУ  СКО «Боровское» с 1988 года на должности руководителя танцевального кружка. За период работы  зарекомендовала себя как  творческий, грамотный,  инициативный специалист,  способный зажечь своими идеями окружающих.

Вложив в работу с детьми  свой талант, терпение и творчество, Наталья Михайловна смогла создать хороший  работоспособный коллектив. Принимая участие в фестивалях и конкурсах,  детский коллектив  « Шалуны» добился хороших результатов, став лауреатом всероссийского фестиваля — конкурса «Звездный проект» и межрайонного фестиваля-конкурса «Планета детства-2021», дипломантом  регионального конкурса «Карусель» и районного фестиваля-конкурса «Жар птица».

Наталья Михайловна постоянно повышает свой профессиональный  уровень, посещает  семинары, тренинги, мастер – классы у ведущих специалистов по хореографии. В 2006 году окончила Алтайскую академию культуры и искусства.

Наталья Михайловна всегда в поиске нового, интересного. Под ее руководством в 2008 году был организован  танцевальный коллектив  «Весна». Национальные танцы, исполняемые коллективом «Весна», вызывают интерес у представителей различных культур, способствуют сохранению самобытности разных наций.

За короткий срок коллектив достиг хороших результатов, завоевав в 2015-16 годах звания: лауреата международных  конкурсов «Танц-экспресс», «Синяя птица»; «Дружат дети всей земли»; районного фестиваля-конкурса «Жар-птица», регионального фестиваля-конкурса «Путеводная звезда» и «В ритме танца»; дипломанта межрегионального фестиваля «Танцевальные встречи» и  регионального фестиваля  «Сибирские мотивы», лауреата международных конкурсов  «Кубок Art — Premium» и «Сибирь зажигает звезды».

В 2016 году хореографическому коллективу «Весна» было присвоено заслуженное звание «народный коллектив».

В 2017 году копилка коллектива значительно пополнилась дипломами лауреата:  всероссийского фестиваля-конкурса  «Путеводная звезда»;  международного творческого проекта «Мегамастер»;  международных фестивалей-конкурсов «Дружат дети всей земли», «Сибирская карусель», «Край любимый сердцу снится»;  сибирского фестиваля-конкурса «Калейдоскоп ритмов» и  городского фестиваля-конкурса «Хоровод друзей».

Приняв участие в фестивалях и конкурсах в 2018 году, коллектив получает  дипломы лауреата международных фестивалей-конкурсов «Сибирь зажигает звезды», «Сила искусства»,  всероссийского фестиваля-конкурса «Путеводная звезда», регионального фестиваля-конкурса «В ритме танца», звание дипломанта международного фестиваля  «Сибирская круговерть».

За участие в фестивалях и конкурсах в 2019 году, коллектив зарабатывает дипломы лауреата межрегиональных фестивалей-конкурсов:«Себер йолдызлары»; «Сибирская карусель», «Сибирская круговерть», диплом лауреата регионального фестиваля славянской  культуры «Солнцеворот».

В 2020-21 годах, коллектив «Весна» принес в свою копилку немало наград: диплом победителя, 5 дипломов лауреата международного конкурса «WORLD OF DANCE» NSK-2020, диплом дважды лауреата международного конкурса  «Вдохновение», диплом лауреата регионального фестиваля «Солнцеворот», диплом трижды лауреата районного фестиваля-конкурса  «Жар-птица», дипломанта и лауреата межрегионального конкурса народного танца «Сибирская круговерть», дипломанта регионального конкурса «Культура-это мы!», дипломом за 2 место регионального телевизионного фестиваля-конкурса «Деревенька. Сибирь».

Танцевальные коллективы, под руководством Натальи Михайловны,  завоевали любовь и уважение зрителей. Профессиональный рост, стабильный состав, разнообразный репертуар – все это способствует успешному развитию коллективов, позволяет строить новые планы.

За большой вклад в сохранение и развитие культурных традиций района и области, высокий профессионализм, Наталья Михайловна не раз награждалась почетными грамотами и благодарностями главы Новосибирского района Новосибирской области  и министра культуры Новосибирской области, а так же благодарностью Губернатора Новосибирской области.

Материал предоставлен администрацией МКУ  СКО «Боровское»